Перовский феномен

Василий ГАГАРИН,
международный мастер

Журнал "64-Шахматное обозрение", №12 1999

Часть I.

Случайность или закономерность?

Постоянно просматриваю "Юниор", становящийся с каждым номером все интереснее. Чего тут только нет: и результаты юношеских первенств мира, Европы, страны, и рассказы о чемпионах, сегодняшних и завтрашних - Александре Галкине, Руслане Пономареве, Дмитрии Яковенко, Теймуре Раджабове и многих других ярких звездах... Все это здорово, да вот только чемпионами суждено стать не каждому, а шахматами в России занимаются многие тысячи ребят, и работают с ними сотни наставников. Как сейчас обучают шахматной игре, какие проблемы у педагогов? Я бы, например, с удовольствием почитал об опыте кого-нибудь из "рядовых" тренеров. Со своей стороны, попытаюсь отчасти восполнить этот пробел, рассказав о самой обычной ДЮСШ, в которой за последнее десятилетие не появилось даже ни одного международного мастера. И все же...

"Что-то давненько вы нам ничего не писали, - пожурил меня главный редактор "64", когда мы случайно столкнулись на Всемирных Юношеских Играх в июле 98-го, - чем занимаетесь?" "Да вот, работаю тренером". После секундной паузы (А.Р., видимо, прикидывал, не разыгрывают ли его) он посмотрел на меня со смешанным выражением сочувствия и опасения за мое душевное здоровье. "И где же, на Ленинских горах или в клубе Петросяна?" Ответ "Да нет, в Перовской школе" вызвал совершенно неподдельное изумление: "Неужели и такая есть?" Я скромно потупился: "Вообще-то мы серебряные призеры Москвы, и впереди нас - только Центральный Дворец". А потом был долгий разговор, в котором я вкратце рассказал о жизни нашей школы, и совершенно неожиданный финал: "Вот и напишите обо всем этом у нас в "Юниоре!"
Помню, я поблагодарил за лестное предложение. Потом заела текучка, и чем дальше в прошлое уходил июль 98-го, тем сложнее становилось найти время для статьи в "64". Долгожданный повод негаданно подарил 7-й номер "Юниора", где в заметке без подписи в рассказе о юношеском командном первенстве Москвы красной нитью проходила мысль, что "в последние годы основное соперничество традиционно разворачивается между Домом детского творчества на Воробьевых горах и клубом им. Т.Петросяна". Между тем это не совсем так, а точнее - совсем не так. Да, у клуба Петросяна - звездная команда, а имена Сергея Григорьянца, Владимира Евелева, Александра Рязанцева давно на слуху. Однако и в прошлом, и в позапрошлом году петросяновцы были лишь третьими! А вторыми-то уже два года подряд становятся перовские ребята, которые дважды представляли Москву в юношеском командном первенстве России. Кстати, в недавних личных чемпионатах города в разных возрастах семеро перовцев пробились в финалы страны (в том числе два "золота", одно "серебро" и три "бронзы"). Как же можно это не заметить?
Не загадываю, что будет в этом году, но мне кажется, что и сегодняшних успехов Перовской школы уже вполне достаточно, чтобы попробовать разобраться в ее феномене.

Экскурс в историю

Недавно СДЮШОР №54 "Ориента" (таково официальное название школы) отпраздновала свой четвертьвековой юбилей. В том далеком 1974-м шахматное отделение только что открывшейся ДЮСШ №2 Перовского района возглавил замечательный энтузиаст, неплохой кандидат в мастера и прекрасный тренер Ю.Ф.Донских. Очень скоро школа стала известной в Москве и даже начала успешно конкурировать с Дворцом пионеров на Ленинских горах. В "Перово" получили шахматное образование многие сотни мальчишек и девчонок, а среди тренеров можно отметить сегодняшнего вице-президента РШФ Е.В.Елецкого. Воспитанники школы немало колесили по стране, участвуя в различных соревнованиях бывшего Союза, а кое-кого судьба закинула еще дальше. Упомянем лишь носителей высшего звания: работающего в Катаре Алексея Кузьмина и "испанца" Олега Корнеева.
Однако пришло смутное время, золотой век советских шахмат кончился, а с ним захирела и Перовская школа. Донских оставил неблагодарный труд педагога, подавшись в малый бизнес, и в 1992 году передал бразды правления над тихо умиравшим шахматным отделением своей бывшей ученице Ирине Переверткиной. К тому времени уже три года не проводился набор в группы начальной подготовки, и два года школа не участвовала в московских соревнованиях. Впору было опустить руки, но Ирина энергично взялась за дело. Для начала были приглашены два тренера-энтузиаста: В.Г.Чепурный и Л.К.Калашникова, развернувшие работу с новичками. Шло время, учеников становилось все больше и больше, приглашались новые тренеры. Малыши подрастали, и (о чудо!) пришли призовые места в первенствах Москвы среди мальчиков и девочек до 10 лет. Кроме малышей, в школе занимались несколько ребят-ветеранов, переживших "блокадный период", и совместными усилиями стара и млада команда вернулась из первой московской лиги в высшую, а еще год спустя удержалась в ней.
Прошли годы: Сейчас в школе (включая филиалы) занимается более 650 "живых" детей, старший тренер отделения Переверткина стала гроссмейстером ИКЧФ, а всего в Перово работает аж 14 педагогов, в том числе такие асы, как гроссмейстер Харитонов и международный мастер Жидков. Как же этого удалось добиться?

Три источника и три составные части успеха

В отличие от известной работы основоположника, я имею в виду: а) материальную базу; б) постоянный приток новичков; в) сплоченный тренерский коллектив.

Ориентирование - на шахматы!

Во главе школы должен стоять крепкий хозяйственник, и в этом смысле нашей СДЮШОР повезло. Дело в том, что в школе есть еще одно отделение - спортивное ориентирование, причем наши ориентировщики очень "крутые" (в самом хорошем смысле) - куча мирового, европейского и российского "золота", и, конечно, колоссальный организационный опыт. Видимо, немалая заслуга в этом директора А.Р.Кузьмина, в прошлом известного спортсмена-ориентировщика, мастера спорта СССР. В наше время тотального обнищания очень важно чувствовать какую-то опору. Лишь один пример: когда прошлой весной в нашей довоенной двухэтажной развалюхе прорвало трубы с горячей водой и все к черту залило, мы продолжали спокойно заниматься в наименее пострадавших комнатенках. Не знаю, чего это стоило директору, но к осени ремонт был сделан.

Пирамида, но не МММ

Для того чтобы в школе появился десяток кандидатов, в ней должно быть несколько десятков перворазрядников; для этого надо иметь пару сотен ребят 3 и 4-го разрядов, а для их появления, в свою очередь, необходимы несколько сотен начинающих. Иными словами, пирамида должна сильно расширяться к низу, а не наоборот. Чтобы переварить такую прорву начинающих, нужен коллектив энергичных тренеров, работающих в филиалах, школах, ДЭЗах и подростковых клубах.

Выпьем за чокнутых!

Загадка: откуда они берутся, эти бескорыстные энтузиасты (ни для кого не секрет нищенские зарплаты тренеров)? Поскольку заподозрить этих симпатичных и образованных людей1 в лени и отсутствии способностей трудно, единственное объяснение, которое приходит на ум - они не вполне здоровы2. Видимо, я не единственный, кто пришел к этому умозаключению. На тех редких празднич-ных "педсоветах" шахматного отделения, когда обсудить нашу работу приходит директор школы, он обычно произносит тост: "Дорогие друзья, я предлагаю выпить за чокнутых, которые в наше время посвящают себя этому неблагодарному труду, то есть за вас!"

Контингент

В Перово он несколько отличается от Дворца или Клуба им. Петросяна. У этих двух заведений - громкие названия, за которыми стоят традиции, десятилетия славной истории, сложившиеся коллективы опытных педагогов. Добавьте к этому прекрасное географическое положение клуба им. Петросяна - шикарный особняк в самом центре города. Неудивительно поэтому, что многие годы они "снимают сливки" - туда идут заниматься перспективные ребята из разных районов, а также приезжие.
Перово же - известная бывшая бандитская окраина. Да, до метро "Новогиреево" 5 минут ходьбы, но и до кольцевой немногим дальше. Поэтому главный источник резервов - наши филиалы, расположенные в основном в Восточном и Юго-Восточном округах. Правда, в последнее время начинает работать авторитет - к нам уже просятся разрядники и из более отдаленных районов.

Оптимистический эпилог

Все-таки "64" - любопытный журнал. В №8/99 гроссмейстер Мария Манакова нарисовала безрадостную, но весьма правдивую картину жизни шахматиста в сегодняшней России. "Приходится выбирать - бросать шахматы или вести нищую, унизительную жизнь. Те, кто поумнее, выбирают другие сферы общественной деятельности, кто послабее характером - спиваются и заканчивают жизнь самоубийством."
Откроем теперь 11-й номер "Юниора". Чемпионов и чемпионок Москвы в разных возрастах спрашивают: "кем хотите стать?". Семеро из восьми ответили "шахматистом (шахматисткой)". Интересно, читали ли их родители и тренеры статью Манаковой, а если читали, то как ответили на поставленный ею вопрос: "стоит ли прививать детям любовь к этой игре и желание связать с ней всю свою жизнь?"
Может, это покажется странным, но главным достижением нашей работы я считаю то, что Перовская школа, прививая сотням детей любовь к нашей прекрасной игре, вносит тем самым свой скромный посильный вклад в борьбу с наркоманией, алкоголизмом, тотальным нигилизмом в век повального затаптывания духовности и торжества вульгарной материальности.
Как правило, почти все наши ребята хорошо учатся в школе, очень многие поступают в институты, и за последние четыре года лишь один наш ученик встал на нелегкую стезю профессионала, поступив на шахматное отделение РГАФК. Вместе с тем, как доказывают результаты и приведенные во второй части статьи партии, и в шахматы перовские ребята успевают научиться играть не так уж плохо.

1 Среди перовских тренеров, плодотворно работающих с начинающими, есть, например, молодой кандидат наук, защитивший диссертацию в МАИ на какую-то тему, которую невозможно выговорить, и т.д.
2 Это и два следующих предложения детям читать категорически запрещается!

(Продолжение следует)